«Книжная полка» Дины Кюнбергер

  • Культура
  • Обсудить
  • Как-то так получилось, что авторы этой подборки – женщины, наши современницы. О чем они пишут? Что их волнует? Каких героев выводят на первые роли? Стоит ли их читать? Обо всем этом и многом другом – в моем книжном обзоре.

    Элис Манро. «Плюнет, поцелует, к сердцу прижмет, к черту пошлет, своей назовет». Азбука, 2015
    Канадскую писательницу Элис Манро вот уже около тридцати лет по всему миру называют одним из самых лучших авторов коротких рассказов, сравнивая даже с Чеховым. Однако русскому читателю Манро стала известна лишь после того, как стала лауреатом Нобелевской премии в 2013 году.

    Рассказ, на мой взгляд, очень сложная форма: ведь писателю необходимо не просто передать сюжет, но в сжатом виде, на 20-30 страницах, вместить столько, сколько помещается в целом романе: характеры героев, их развитие, отношения, чувства, события... Манро это прекрасно удается!

    «Элис Манро мне нравится по многим причинам: ее истории не банальны, ее герои близки, язык прост, но повествование полно мельчайших деталей и подробностей, которые создают четкие образы и характеры, передают атмосферу», — читаем мы в одном из отзывов, с которым нельзя не согласиться.

    В сборник «Плюнет, поцелует, к сердцу прижмет, к черту пошлет, своей назовет» вошло девять рассказов. Их главные героини — женщины. Разного возраста, социального и семейного положения. Однако всех их, на мой взгляд, объединяет одно — желание (пусть даже бессознательное) вырваться хотя бы не несколько часов из привычной жизни и узнать, что же скрывается за таким понятием, как настоящая жизнь, настоящая счастье, настоящая любовь. Только весь вопрос заключается в том: существует ли оно, это настоящее, о котором принято мечтать, на самом деле? И такое ли оно настоящее?

    Есть и еще одна общая черта у этих рассказов — это ощущение безнадежности и какой-то всеобъемлющей тоски. И вроде бы ничего ужасного не происходит: не случается трагедий, не разбиваются браки, не умирают любимые персонажи. Но есть что-то тягостное и щемящее в привычном ходе жизни, которой живут герои Элис Манро. И как тут не вспомнить Гоголя, который завершает вроде бы веселую «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» страшным своей глубиной и несоответствием с общим настроением повествования утверждением: «Скучно на этом свете, господа». Именно этого сборника рассказов в фонде Областной научной библиотеки нет. Но есть другие — «Слишком много счастья», «Беглянка», «Дороже самой жизни», «Давно хотела тебе сказать».

    Маша Трауб. «Плохая мать». Эксмо, 2015
    По словам критиков, у Маши Трауб «присутствует уникальная способность писать о, казалось бы, обыденных и очевидных вещах так увлекательно, что ее проза воспринимается очень легко, ярко и интересно».

    Вот и в этой книге Маша вроде бы просто рассказывает истории своей семьи. Мы узнаем о ее бабушке, о маме, о ней самой и ее детях. Мы читаем о судьбах других семей, а заодно открываем для себя заново прописную истину: мамы способны на самую искреннюю, самую бескорыстную, самую жертвенную и самую крепкую любовь. «Я прошу для своей дочери только одного. Чтобы судьба позволила ей стать слабой женщиной, которая будет все уметь! Но ей никогда не придется этим воспользоваться. Женщиной, которая сможет позволить себе быть просто любимой женой. А я буду самой лучшей мамой на свете, чтобы все это сбылось!»...

    «Плохая мать» — хорошая книга о хороших матерях, готовых отдать все ради счастья своих детей.

    Роман ждет вас на полках отдела абонемента Областной научной библиотеки.

    Людмила Улицкая. «Лестница Якова». АСТ, 2015
    Современные писатели, да и, как мне кажется, читатели любят семейные саги. Это очень удобный способ на примере нескольких поколений одной семьи узнать и о человеческих взаимоотношениях, и об истории страны и об основном законе жизни.

    Людмила Улицкая не исключение. Ее романы хороши не только своим сюжетом и потрясающими образами, но и удивительной глубиной, невероятно обширным историческим и культурологическим материалом и, конечно же, прекрасным языком, точным и ярким. Не так давно она огорчила своих поклонников заявлением, что больше не будет обращаться к большой прозе. Однако этого, к счастью, не произошло. Поводом для написания «Лестницы Якова» послужили найденные Улицкой письма ее ссыльного деда с бабушкой и документы из архива КГБ. Именно это и легло в основу нового романа.

    Читатели сравнивают «Лестницу Якова» с пазлом. Действительно, каждая глава — это кусочек очень большой, запутанной, чаще трагической, но местами и счастливой истории семьи Осецких, которая началась в конце девятнадцатого века. Читая письма Якова Осецкого и его жены Марии, следуя за голосом автора, повествующим о их детях и внуках, мы знакомимся с историей нашей страны и даже мира, с людьми абсолютно разных профессий и национальностей: театральные деятели, русские, ссыльные, экономисты, евреи, политические преступники, ученые, грузины, эмигранты, музыканты... У каждого — своя судьба, очень часто неразрывная с судьбой других людей.

    А заканчивается эта история... Да и заканчивается ли она? Ведь по мысли Улицкой, мы продолжаемся в наших детях, и «тысячи лет играется этот спектакль, с незначительными, в общем-то вариациями: рождение-жизнь-смерть, рождение-жизнь-смерть... И почему все еще интересно и увлекательно плыть по этой реке, наблюдая смену пейзажа? Не оттого ли, что придуман хитрый пузырек, тончайшая оболочка, которая замыкает в ограниченных пределах каждое живое существо, каждое „я“, плывущее по реке, пока не лопнет с глухим стоном и не выльется обратно в бесконечную воду...»

    Получается, что лестница Якова — это символ вечного движения жизни, связи между умершими и еще живущими на этой земле людьми.

    «Лестницы Якова» совсем скоро появится в фонде библиотеки. А пока можно обратиться к другим романам Людмилы Улицкой или приобрести увесистый томик в магазине.

    Сейчас в соцсетях

    В мире

    Наверх