«Никому мы не нужны»: спектакль о противостоянии 80-х и 90-х покажут в Липецке

  • Общество
  • Обсудить
  • Премьера намечена на 18 ноября.

    /

    Новый липецкий театр «Компромисс», заявивший о себе в мае 2017 года, открывает свой первый сезон 18 ноября премьерой «Никому мы не нужны...» по одноименной пьесе художественного руководителя театра Бориса Бужора (Бориса Медведева). Most.tv побывал на прогоне спектакля.

    Без компромиссов
    На сцене часть декораций. Все будут выставлены перед премьерой. «Компромисс» лишь гостит у ДК «Городской». В спектакле играют выпускница воронежской академии искусств, журналист, артист и звукооператор «Казаков России» — тоже своеобразный компромисс при отсутствии гонораров. «Театр — это вообще компромисс», — говорит директор, режиссер и драматург «Компромисса» Борис Медведев. Правда, сам на компромиссы не идет. Когда его уволили из драматического театра на Соколе, чтобы остаться в театральном мире, взял да и создал собственный проект.

    Спектакль «Никому мы не нужны» своеобразное противостояние 80-х и 90-х: рухнувшего Советского Союза и начинающейся демократической России. На вопрос: «Зачем такой исторический экскурс достаточно молодым людям, которые Советский Союз помнят, в лучшем случае, по фотографиям своих родителей?» Борис отвечает: «Этакая отсроченная ностальгия по временам, когда было ощущение, что мы все вместе, мы одна страна».

    — Я 80-е годы, по сути, не застал, родился в 85-м. Я застал Россию, которая еще жила по инерции Советского Союза. Да, он был разрушен, но традиции, ритуалы, антураж сохранялись еще долго. Я вырос в этом, а детство — самое счастливое время жизни. Я не могу оценить это время с политической точки зрения, мои родители могут, а я был ребенком и был счастлив. В пьесе герои ностальгируют по 80-м, по тем, пусть и лживым временам, когда им лапшу на уши вешали, но когда они были молоды, когда импульс Советского Союза еще существовал и когда люди чувствовали, что они вместе. Они тоскуют по честному времени, не в плане политики, а в плане отношения человека к самому себе, к другим людям и дружбе.

    Трамвай в прошлое
    Спектакль вырос из 20-минутной миниатюры на стихи Бориса Рыжего, которую ребята показали на фестивале «Ш.К.А.F.». и превратился в двухчасовой спектакль. Как говорит сам Борис Медведев, он дополнил свою пьесу характерами и сюжетной линией. Смеется, мол, хорошо быть драматургом и режиссером в одном лице: всегда можно что-то переделать и дописать.

    Действие разворачивается в запущенном парке в конце 90-х. Здесь собираются пять героев: музыканты, бандит, спившийся профессор-филолог и работница парка. Их захлестнула волна преобразований и ненужным мусором выбросила на ставший вдруг пустынным берег. Лейтмотивом обманутых 90-ми становятся слова «братка», который вспоминает, за какой каруселью курил тайком от взрослых: «Старое убрали, а новое не поставили. Но если нового нет, зачем убирать старое?» И они все с удовольствием вспоминают свое прошлое, прошлое России, которое когда-то под залихватские частушки казалось светлым будущим, а превратилось в сумасшедший дом.

    Трансформация происходит и с героями, которые примеряют на себя разные роли. И с декорациями: вот машинка из парка становится столиком, покосившаяся эстрада — трамваем в прошлое, поэтическим рингом со своеобразным отсылом к современным батлам, а парковая лавочка — кроватью для буйнопомешанного. Спектакль нарушает многие привычные шаблоны. Здесь нет ярко выраженной любовной линии, динамического развития сюжета. Сюжет больше развивается в психологическом плане, когда люди, разделенные эпохой, собираются вместе под гнетом своего одиночества.

    Кто есть кто:
    Максим Ионов, журналист: «Мой герой — Эдуард Васильевич. Представитель городской интеллигенции, который не вписался в рынок. Его научные разработки перестали быть нужными. Он не смог ничем заниматься кроме случайных заработков и упал на самое дно. Иногда, правда, поднимал голову, вспоминая, что он человек высокой культуры».

    Владимир Сапрыкин, звукорежиссер театра танца «Казаки России»: «Мой герой рокер-металлист из 90-х. Но это не брутальный герой, а лирический, очень влюбленный. Мне было его несложно играть. Во чем-то я взял героя из личной жизни, во чем-то — из жизни своего окружения. Я и герой комфортно чувствуем себя вместе».

    Алексей Хапугин, артист-вокалист театра танца «Казаки России»: «В спектакле я баянист-беспризорник из детского дома. Буду здесь петь и попробую себя как драматический актер. Мечтал давно сыграть в театре. И вот мои тайные мечты и воплощаются».

    Любовь и долг
    К Новому году «Компромисс» готовит еще одну премьеру — спектакль по пьесе Хемингуэя «Пятая колонна», которая была написана в Испании в 1940 году. Пьеса может стать мировой премьерой. Она пока не была поставлена ни в одном театре. По словам Бориса Медведева, он хочет отойти от предсказуемого и безопасного репертуара современных театров.

    — «Пятая колона» — очень патриотичная пьеса, — говорит Борис Бужор. — Хотя в современной риторике это словосочетание имеет уже негативный оттенок. И еще пьеса о том, что долг сильнее любви. Когда стоит перед тобой выбор: спасти страну, даже пусть чужую, любовь может ничего не значить. Мне не нравятся слюни и сопли. Если говорить о любви, то в экстремальной точке, на войне.

    Сейчас в соцсетях

    В мире

    Наверх