«Человек похож на кочан капусты»

  • Культура
  • Обсудить
  • В галерее «Буксир» со 2 марта по 15 апреля впервые в Липецке проходит выставка питерской художницы Марины Колдобской «Цветы и звери».

    /

    Марина Колдобская — журналист, арт-критик, художник. Окончила художественно-промышленное училище имени Мухиной. Семья не была в восторге от решения Марины стать художником. Выбор училища стал выбором не просто профессии, а, как говорит сама Колдобская, — жизненного пути. С середины 80-х начала выставляться как свободный художник. Заявила о себе как живописец-экспрессионист, позднее увлеклась текстильным коллажем, объектом, инсталляцией. В 1999–2001-й — директор Музея нонконформистского искусства в Санкт-Петербурге. С 2003-го по 2011-й — директор Петербургского филиала государственного Центра современного искусства. Работы Марины Колдобской находятся в Эрмитаже, Государственной художественной галерее Татарстана (Казань), музее Angerlehner (Талхейм бай Вельс, Австрия) и других музеях, в галереях и частных коллекциях.

    4263.jpg

    Огромная во всю стену подстреленная лань. Красное и черное на белом. На глазах пришедших на выставку питерской художницы Марины Колдобской «Цветы и звери» разворачивается трагическое полотно. Художница сию минуту творит сама и заставляет зрителей быть участниками сотворения. Жизнь и смерть — тонкая грань, когда есть только сейчас. Этакая наскальная живопись, когда важно не как, а что.

    — В моих картинах все равно самому себе, — поясняет Марина Колдобская. — Если кто-то что-то хочет увидеть дополнительно, углубиться — это его право. Это не постмодернизм. Это не ребус и кроссворд, который требует расшифровки. Это прямое визуальное ощущение. Я свою работу закончила, а дальше работа зрителя.

    Это, как и подстреленная лань, — манифест и главная цель питерской художницы — создать мир и отдать его людям. «Цветы и звери» собрали порядка 30 работ, где по словам самой Колдобской, «с некоторыми допущениями соединились ад и рай»: нежные цветы, которые могут быть и агрессивными, и мощные звери, которые на деле оказываются жертвами, а милые пушистики — хищниками.

    Что за существо человек 

    4281.jpg 
    — Я хочу дойти до самой сути. Цивилизацией выработаны этикеты, существуют многочисленные табу, умолчания, вещи, о которых, считается, говорить неприлично или неприятно. Например, кошка ест мышку. Но это жизнь. И, может быть, главное в жизни. Человек похож на кочан капусты. Мы живем в 21 веке, но культурные слои, в которых существовали наши родители и прародители, никуда не исчезли. Они наслоились друг на друга, как листы капусты. Они остались в нашей культурной памяти, просто скрыты. И если снимать листик за листиком, то можно дойти до нашей кочерыжки, до ядра, понять — что за существо человек.

    — Зачем?

    — Потому что цивилизация время от времени срывается в какую-то дикость и кошмар. XX век со всеми его революциями и войнами это доказал. Что-то о себе знать — это хорошо. Как говорил Экклезиаст, «познание — это трудное занятие, которое дал господь сынам человеческим, чтобы они упражнялись в нем». Это главное занятие человечества — упражняться в познании, в самопознании. И, да, это нужно, чтобы снова не сорваться в пропасть.

    То, что важно
    Язык Колдобской прост и понятен. За приверженность трем цветам: красному, черному и белому, его сравнивают с языком тоталитарного плаката. За прямоту — с наивным искусством. За эмоциональную ауру — с шаманской живописью. На все эти штампы художница отвечает легкой улыбкой и пожимает плечами.

    — Если посмотреть на древнее искусство, то три цвета: красный, черный и белый — главные, потому что они про главное: свет и тьму, кровь и огонь. И при помощи этого нехитрого алфавита, используя уголь, охру и белую глину — человек излагал то, что ему, действительно, важно. Но, что важно именно ему — каждому зрителю придется решать самому, ведь у каждого своя кочерыжка.

    4267.jpg

    Для липецкого зрителя — это своеобразный эксперимент, с таким творчеством они мало знакомы. Да и для самой Марины — это новый опыт. Говорит, ей привычнее в Москве и Берлине выставляться. Липецк — это первый российский не столичный город, где у нее персональная выставка.

    — Мне страшно интересно, что из этого получится, — говорит Марина. — Я, в первую очередь, хочу испытать детскую радость сама, и, верю, что, если я ее испытываю, то ее испытают и зрители.

    Мнение Ольги Буевой, куратора выставки, члена Союза художников России
    — Выставка получилось очень звучной, яркой и убедительной. По сути, каждая работа Марины Колдобской — это знак, графически точный и характерный. Мы давно хотели привезти Марину и показать ее творчество липчанам. Ее живопись очень лаконична, точно собрана по цвету и убедительна. Это очень современная живопись. К тому же в преддверии весны — выставка очень символична. Всем хочется жизни. А здесь ее много — жизнь во всех ее проявлениях.

    Сейчас в соцсетях

    В мире

    Наверх