В краеведческом музее выставили эскиз картины, которой никогда не будет

  • Культура
  • Обсудить
  • Ее привезли из Воронежского областного художественного музея имени Ивана Крамского.

    В краеведческом музее показывают эскиз интерьера Успенского Собора Кремля к картине «Русь уходящая» Павла Корина. Его привезли из Воронежа.

    Это лишь малая часть грандиозной картины, которая была задумана художником, но так и не была написана. Павел Корин работал над полотном около четверти века, писал эскизы. В одном из залов краеведческого музея висит картина, а под ней, на столике под стеклом, фото еще одного эскиза, чтобы у липчан было представление о задуманной художником картине.

    1605_Muzei.Still012.jpg

    — В 1925 году умирает патриарх Тихон. Павел Корин, который имел иконописное образование, был на этих похоронах. Людские типы, которые он увидел, настолько его потрясли, что он задумал написать картину, — рассказывает экскурсовод краеведческого музея Светлана Иноземцева.

    Первоначально картина называлась «Реквием». Название «Русь уходящая» Павлу Корину подсказал писатель Максим Горький. Он же хлопотал, чтобы художнику дали возможность работать в Успенском соборе Кремля.

    — Он писал и писал, он не мог из нее (картины) «выпрыгнуть». У него есть совершенно потрясающие портреты, написанные с таким психологизмом, с такой детализацией лиц. Не знаю, есть ли такого уровня портретисты, как Корин. Причем каждый из этюдов можно рассматривать как законченное произведение, — восхищается экскурсовод Светлана Иноземцева.

    Любопытно, что в 2014 году в Третьяковской галерее состоялся выставочный проект «Павел Корин. Реквием», посвященный этой работе. В зале были выставлены 29 портретов и не тронутый художником огромный холст (450×941 см). Он стал центром экспозиции как художественный объект. Его выткали по спецзаказу. Полотно много лет простояло в мастерской художника.

    корин1.jpg

    Фото: Андрей Леонов

    — Громадный нетронутый холст стоял, почти пугая своей белизной, поодаль стояли высокие и пустые стремянки, а на полу, диагонально, но симметрично, радиусами расходились ряды портретов. И... впечатление было такое, что на вас «шел Бирнамский лес» в виде фигур: черных, серых, с мощными суровыми взглядами... Портретный цикл и белый холст были единым целым... В нетронутости холста была идея благоговения к большой картине, к пластам русской традиции, которая просвечивается в творчестве Корина, воспринимавшего себя и как художника, и как в определенном смысле миссионера от искусства, — вспоминала искусствовед Мария Реформатская.

    — Мне кажется, эти музейщики — гениальные, понимаете, как объять пустое пространство? Как его наполнить, населить и людьми, и историческим событием, и психологизмом, и пониманием того, что такое Русь уходящая? Это такой момент отрывания чего-то от себя. Очень трудно расставаться. Есть вещи, с которыми мы расстаемся легко, а есть вещи, в которых ты жил. И художник понимал, что происходит, он был воцерковленным человеком. Это очень тревожный момент, — пояснила экскурсовод Светлана Иноземцева.

    Несмотря на такой, пусть и незавершенный, проект, который сильно диссонировал с чаяниями советской эпохи, Павел Корин был признанным художником своего времени. Он получил звание народного художника СССР, был действительным членом Академии художеств СССР, лауреатом Ленинской премии. Он автор декоративных ансамблей сталинской эпохи — станций московского метро «Комсомольская» (мозаичные плафоны сводов) и «Новослободская» (цветные витражи).

    Сейчас в соцсетях

    В мире

    Наверх