«И все заверте-лось»: спектакль о предреволюционной России показали в Липецке

  • Культура
  • Обсудить
  • В основу были взяты произведения драматурга Аркадия Аверченко.

    «И все заверте-лось» — новый спектакль с таким названием подготовил липецкий театр «Компромисс». Его премьера состоялась сегодня в театре кукол. За основу постановки режиссер Борис Бужор взял 24 рассказа драматурга и писателя Аркадия Аверченко, так как «с их помощью можно раскрыть актуальные и современные темы». Такое большое количество произведений оказалось несложно воплотить на сцене.

    — У меня одна фраза, например, взята из одного отрывка, а конец — из другого. Компонуется все достаточно легко, — рассказывает Борис Бужор.

    DSC01142.JPG

    Предреволюционная Россия, последний год правления Николая II — его портрет, кстати, поместили на сцене. Действие спектакля разворачивается в одной уездной губернии. Перед зрителями появляются несложные декорации — несколько стульев, стол, патефон. Этот интерьер за время спектакля становится и кабинетом судьи, и главного редактора, и практического психолога, и губернатора. За этим столом герои решают все вопросы — начиная от того, как разнообразить семейную жизнь, заканчивая более глобальные — как поднять культуру в губернии на новый уровень.

    DSC01172.JPG

    Спектакль «И все заверте-лось» — своего рода нарезка из небольших жизненных историй, которые происходят с героями. В постановке их 11. Например, слишком принципиальный судья, который явно наслаждается своим привилегированным положением. При этом он еще и писатель, чьи произведения, правда, не несут никакой ценности. Ему лишь бы писать о том, как «вздымается пылкая женская грудь» и «плавно двигаются бедра».

    Еще один творец-неудачник — поэт Аполллон Черный. Немного сумасшедший, он декламирует свой один-единственный стих в разных вариациях.

    DSC01195.JPG

    Появляется на сцене и губернатор Аркадий Ипполитович вместе со своими двумя подчиненными. И вот эта троица, сидя за столом и уже выпившая ни одну рюмку водку, принимается решать не абы какой вопрос, а как возродить культуру в губернии! Как сделать, чтобы «расцветали» новые Мольеры?! Правда, уже нетрезвый губернатор, видимо, забыв о своих высоких целях, подписывает все, что ему подсунут замы. А заодно и решает убрать редактора местного журнала, заменив его на родственника одного из своих помощников. Без кумовства, конечно же, никуда.

    Кстати, отдельно стоит сказать о редакторе. Жесткий, справедливый, непоколебимый. Он отражает все нападки сумасшедших писателей и поэтов своей губернии, которые постоянно донимают его. Он — человек со внутреннем стержнем, которого, кажется, сломить практически невозможно. Роль редактора в спектакле исполнил Тарас Леонов.

    DSC01214.JPG

    — Я сам раньше работал в сфере журналистики, поэтому, наверное, этот персонаж мне наиболее близок. Я, конечно, более мягкий человек, но у нас много общего. Например, язвительность, он такой редактор-продуман. Мне кажется, он самый адекватный герой — у него присутствует и критической мышление, и ирония, — рассказывает Тарас Леонов.

    Почти все актеры в спектакле исполняют по несколько ролей. Исключение — женские персонажи. Например, учительницу местной школы играет Светлана Шульга. Ее героиня, кстати, так же, как и губернатор, заботится о патриотизме и культуре. При этом чтобы развить в учениках любовь к Родине она без смущения приводит в пример не свою страну, а чужую — Америку. Такой вот парадокс. Она с упоением рассказывает о том, как город Нью-Йорк, на месте которого когда-то был лес, стал красивым, современным городом. Учительница задает ученикам вопрос: «Когда было лучше: тогда или теперь?».

    — Тогда, — отвечают ученики.

    DSC01164.JPG

    — Почему же тогда? Теперь же есть и масло, и сахар, и хлеб, и пирожные, — говорит учительница. — Ну, и живите тогда дикарями.

    Спектакль хоть и рассказывает о предреволюционном времени, все проблемы, которые подняты в нем, актуальны. Кажется, что речь идет о современности, а не о том, что происходило около 100 лет назад. Чиновники, городские обыватели, судьи и писатели — люди со своими проблемами и пороками, которые не меняются со временем. И не важно, какой на дворе год или век. И не важно, чей портрет будет висеть у этих людей в кабинете — Николая Второго, Владимира Ленина или кого-то еще.

    DSC01243.JPG

    — Пороки людей неистребимы, их не сможет поменять ни одна власть. Как люди были озабочены так они такими и будут, как они выпивали, так и будут выпивать. Конечно, не все такие, но при любой власти будут те, кто будет заниматься бесполезными делами, — добавляет режиссер Борис Бужор.

    Сейчас в соцсетях

    В мире

    Наверх