Липчане насладились дарк-кабаре по Пушкину от Краснодарского театра драмы имени Горького

  • Культура
  • Обсудить
  • Фото:

    Most.tv сходил на «Пиковую даму» и делится впечатлениями от увиденного.

    Кульминацией седьмого дня «Липецких театральных встреч» стала постановка дебютанта фестиваля — Краснодарского академического театра драмы имени Максима Горького. Южане привезли в Липецк Пушкинскую «Пиковую даму». Премьера состоялась ещё в 2019 году. Режиссёр — выпускник ГИТИСа (РАТИ) Константин Солдатов.
    Автор назвал постановку анекдотом. Правда, с пометкой — «несмешной».

    Это очень точно характеризует впечатления зрителя от происходящего на сцене: вроде бы гротеск повсюду и презабавные моменты, но смеяться не хочется. Это не смешно. Но в этом нет минуса. Кажется, автор так и хотел: пощекотать желание зрителя ухмыльнуться, подпустить вплотную к смешку, но не дать засмеяться. Потому что «несмешной анекдот» на сцене — это самая настоящая трагедия. Трагедия раздражающей окружающих старости, трагедия азарта и жажды денег, трагедия нехватки любви и внимания, трагедия любой одержимости.

    Классический сюжет рассказан в формате дарк-кабаре. Из антуража на сцене нет декораций. Лишь немного реквизита. И не потому, что постановка «приехала» в рамках фестиваля, на родной сцене спектакль выглядит почти так же. Минимализм и в костюмах: гротескно выделяется лишь образ 87-летней старухи — графини Анны Федотовны. На сцене постоянно присутствуют несколько актеров и актрис, но они, скорее, фон, атмосфера, антураж, музыка, ритм. Стук каблуков и каблучков, ахи, вздохи, росчерки мела, позвякиваете бокалов. В спектакле немало и настоящей музыки: песни Тома Вэйтса и группы «АукцЫон». Но особый аудио-фон создают именно звуки. У спектакля интересный темпо-ритм, который постоянно меняется, но всегда держит во внимании и интересе. Все происходящее на сцене — единое гармоничное действо: будь то диалоги, монологи, хореография, пластика — все это переплетается одно с другим и плавно соединяется в общий ансамбль.

    В какой-то момент режиссер выделяет и образ воспитанницы старушки — кроткой и незаметной Лизаветы Ивановны. А потому и платье ей достаётся предельно простое и белого цвета. Почти безликая тряпочка. Тогда как у старухи огромный парик, накладки на бедра, увеличивающие их в размерах раз в 6, не меньше!

    Но юной девушке суждено недолго носить это белое наивное платье. К старухе в «воспитанницы» набивается совсем иной человек. Кажется, бедняга Герман не остановится ни перед чем, лишь бы добиться старушкиного секрета, чтобы разбогатеть. Обман? Позор? Предательство? Смерть? Запросто! Только вот принесёт ли такой путь счастье? Или наивное белое платье Лизаветы обернётся для Германа смирительной рубашкой?..

    «Диалог» между Лизаветой и Германом запомнился обилием метафор и символов, а также очень чувственной и предельно эротичной пластикой. Чего только стоит то, как режиссёр проиллюстрировал на сцене передачу последней записки влюблённой скромницы: она лежит на полу в своей а-ля клетке-доме. Карточка в зубах. Герман сверху. Послание передаётся из уст в уста. Лизавета валится на пол от переизбытка чувств и голодного ожидания встречи.

    Для кульминационной игры режиссёр усадил персонажей не за карточный стол. Герман кричал: «Тройка! Семерка! Туз!», скидывая карты прямо на труп старушки…
    Залу понравилось. Зрители аплодировали стоя. В одном моменте зрители оживились: когда услышали близкое и знакомое слово на сцене: «Как хороша была Елецкая!» воскликнул внук в разговоре с графиней. Кто-то даже предположил, что это некий «режиссерский приветик» местной публике в постановке по классике, но нет. В повести Пушкина были ровно такие слова: речь идёт о некой даме с такой фамилией.

    Сейчас в соцсетях

    В мире

    Наверх