Юлия Кобзева побеседовала с Заслуженным работником культуры РФ.
Вот уже 31 год Алла Загвоздкина является бессменной ведущей концертов классической музыки в нашем городе. Она лицо Липецка для приезжих артистов. А для зрителей — проводник в мир музыки.
— Алла Викторовна, с кем вы на этой фотографии?
— Это известная во всем мире российская скрипачка и дирижер Светлана Безродная, художественный руководитель Государственного академического камерного «Вивальди—оркестра». Мне посчастливилось вести концерт этого коллектива, в котором, кстати, играют исключительно женщины. Для меня лично Светлана Борисовна является в каком-то смысле символом женского совершенства вообще. Великолепный музыкант, умная, разносторонне одаренная, при личном общении она оказалась и очень приятной женщиной.
— Из последних концертов какое самое яркое впечатление?
— Концерт Праздничного Хора Свято-Данилова монастыря. Я даже сохранила билет на память! Была на их концертах не один раз, часто слушаю и смотрю записи их выступлений. Но на последней юбилейной программе у меня лились слезы непроизвольно, я отключилась от всего, я была вместе с ними и с музыкой как одно целое! Потому что то, как они пели, это было само совершенство, что-то неземное...
— Как решили стать музыковедом?
— У меня не было сомнений вообще, кем хочу быть. Я всегда видела себя на сцене перед большим количеством зрителей. Ведь со сценой я связана с раннего возраста, уже где-то с 4-х лет была приучена к ней. У меня семья очень музыкальная. Папа в свое время руководил очень известным коллективом в России. Это ансамбль песни и пляски «Орленок» Городского дома пионеров. Многие липецкие артисты и те, кто занимается культурой в нашем городе, представители администрации Липецка, руководители крупных учреждений и организаций были связаны с ансамблем: Заслуженные артистки России, певицы Татьяна Хованцева и Марина Овсянникова, Виктор Павлович Долгих, возглавляющий департамент культуры администрации Липецка, Заслуженный работник культуры РФ, диктор липецкого телевидения и журналист Виктор Коновалов и многие другие. Естественно, как дочь руководителя я тоже была участницей коллектива: сначала танцевала, но когда пошла в музыкальную школу перешла к отцу в хор и творчество мне доставляло огромную радость!
— То есть вы выросли в артистической среде?
— Да, я росла среди музыкантов. В родительском доме всегда было много известных людей. Практически все артисты, которые приезжали в Липецк с концертами, приходили к нам. Наш дом был своего рода «Музыкальной гостиной», и я часто присутствовала на этих встречах. Меня и мою сестру воспитывали так, что мы были всегда рядом с родителями. Я помню, что постоянно на этих встречах звучала музыка, гости садились к инструменту, что-то играли, напевали. Все это было очень интересно наблюдать, слушать, вникать. Было ярко, комфортно, по-дружески тепло и очень искренне.
— Кто приходил в гости?
— Я вспоминаю известного в то время советского эстрадного певца и актера Николая Николаевича Никитского, Майю Кристалинскую, Муслима Магометовича Магомаева. Это воспоминания на уровне образов, ведь для нас с сестрой тогда эти имена ничего не значили. Это уже потом, пришло осознание того с какими великими артистами посчастливилось общаться.
— В семье, кроме вас и отца, есть еще музыканты?
— Семья у меня очень музыкальная по папиной линии, и это идет еще от моего прадеда. Дед великолепно пел, хотя и не был профессиональным музыкантом. А вот дядя Михаил Алексеевич Загвоздкин и мой двоюродный брат Алексей Загвоздкин тоже связали свои судьбы с музыкой и стали очень известными липецкими музыкантами. Но даже те члены семьи, которые не выбрали музыку своей профессией, все равно с ней очень дружны.
— Какое у вас образование?
— Я заканчивала теоретическое отделение Липецкого музыкального училища и Ростовскую Государственную консерваторию имени С.В.Рахманинова по специальности «музыковедение». Моя специальность так и обозначена в дипломе — музыковед.
— На каком музыкальном инструменте учились играть?
— На фортепьяно. Обучение на теоретическом отделении подразумевает обязательное владение этим инструментом, как собственно и сама музыковедческая деятельность.
— На сцене себя чувствуете комфортно?
— Сцена меня никогда не пугала. Я ее очень люблю, выхожу к зрителям с огромной радостью и очень комфортно себя чувствую. Бывает, что у некоторых артистов существует какой-то барьер, но, к счастью, у меня этого никогда не было. Я на сцене себя чувствую совершенно свободно. Обожаю зрительный зал, особенно когда он полон, люблю «плавать» на сцене, как рыба в воде. Это то, чем я всегда хотела заниматься. Я очень счастлива, что у меня именно такая судьба, такая работа, такая замечательная профессия! В свое время мы много с коллективом отца ездили с концертами по Советскому Союзу. Это и Ялта, и Севастополь, и Ереван, и Москва, и «Артек»! Масса самых ярких впечатлений как, например, выступление перед моряками на военном корабле в Севастополе! Верно говорят, все что закладывается в детстве, остается на всю жизнь.
— Почему распался такой большой коллектив?
— Так получилось. Сложно сказать, что именно послужило причиной. Коллектив просуществовал достаточно долго с 1961 года до середины 70-х. Я выступала до того момента как поступила в музыкальное училище до 1973 года.
— После учебы как складывалась жизнь?
— Закончив консерваторию, я вернулась в Липецк по вызову Областного Управления культуры, точно зная чем буду заниматься. И сразу приступила к работе в филармонии. И еще, я очень хотела работать именно с подрастающим поколением. Сейчас моя основная деятельность — просветительская работа с детьми и молодежью. Я этим занимаюсь уже с 1983 года. Это не означает, что я не общаюсь со взрослой аудиторией, я провожу очень разные концерты, готовлю взрослые программы, но основанная работа — дети. Это была моя мечта, я хотела, чтобы здесь была Детская филармония. Когда в Ростове консерваторию заканчивала я и диплом защищала по Детской филармонии: «Детская филармония и ее роль в музыкально — эстетическом воспитании детей». Тогда они в России только появлялись. В Ростовской области их было уже несколько. И я тогда все объездила, изучала деятельность этих филармоний. У нас Детская филармония появилась гораздо позже — в 2002 году, когда художественным руководителем стала Наталья Николаевна Мекаева, которая тоже загорелась этой идеей.
— В чем принципиальное отличие между тем, как вести концерт для детей и взрослых?
— Разница и в подаче материала, и в самом материале. Взрослые уже обладают какой-то определенной суммой знаний. А на детские концерты иногда приходят ребята, которые впервые сталкиваются с какими-то стилями, жанрами. А тебе надо пробудить у них интерес к музыке. Детская аудитория очень сложная, ведь дети чрезвычайно требовательная публика и не принимает никакой даже малейшей фальши! Их обмануть невозможно- если неинтересно на месте не удержишь!
— Как это сделать? Как заинтересовать, передать любовь к музыке?
— Сама манера общения с ребенком особенная. С ним нельзя быть неискренним. Вот сейчас мы работаем с совсем маленькими детьми в детских садах — 4 года, 5 лет, совсем малыши, которые первый раз пришли, может быть, на этот концерт. Нельзя просто выйти и что-то рассказать. Ты должна проживать этот отрезок жизни вместе с ними. Важны и ласка, и манера общения как будто это твой ребенок, надо говорить с ними на их языке, не опускаясь, конечно, до сюсюканья, но чтобы они чувствовали себя равными.
— Как начиналась детская филармония?
— Приглашали лучшие коллективы — Москва, Санкт-Петербург, Воронеж, Ростов, отыскивали самых талантливых ребят. Очень тесно работали с фондами — фонд Спивакова, «Новые имена», «Русское исполнительское искусство». В 2003 году у нас появился и собственный коллектив — хоровая капелла мальчиков, на следующий год после создания Детско-юношеской филармонии в 2002 году.
— Вы работали и в 90-е, и в 2000-е годы. У вас есть возможность сравнивать, как было, как сейчас.
— Много событий в нашей стране происходило: перестройка, 90-е годы. У нас постоянно пытались что-то отобрать — то веру в Бога, то уверенность в завтрашнем дне. И великая русская культура выстояла и сейчас не в самом плохом состоянии. Я помню те времена, когда залы были пустые. Когда сидит оркестр, а в зале пять человек зрителей. Не потому, что оркестр плохой, а потому что у людей были другие проблемы в 90-е годы — надо было выжить и выстоять. Не было ни времени, ни сил на что-то другое. Многие работали на нескольких работах — на какой концерт идти, если человек пришел домой поздно вечером весь выжатый? Упал, выспался и опять на работу.
— Если приходило всего несколько человек, концерт все равно проходил?
— Настоящий артист всегда будет выходить на сцену и работать, независимо от того, сколько человек сидит в зале, даже если это будет всего один зритель. Он будет творить для одного, потому что этот единственный зритель пришел именно к нему. Артисты — люди, привыкшие к любым условиям. Мы работаем и в холодных залах, работаем и поздно вечером, и рано утром. И в семь часов утра концерты были: выезжали куда-нибудь в район, выступали на свежем воздухе для людей, которые, например, трудятся в поле. Зрители сначала слушали концерт, а потом шли работать.
— В 90-е годы сохранились ли связи между городами? Привозили ли артистов на концерт?
— Да, привозили. Может, не в таком количестве, как сейчас, но привозили. Филармония работала. Артисты люди еще и очень стойкие. Культура выживала. Да, она именно выживала, но делала это мужественно и с чувством собственного достоинства!
— Чего вы ждете от Года культуры?
— Мы сегодня часто с гордостью повторяем: «У нас сейчас Год культуры». Все это замечательно. И концерты, и фестивали, и самые разные конкурсы, смотры и многое другое. Но ведь культура начинается с нашей повседневной жизни. И наводить порядок, прежде всего, необходимо именно здесь, а начинать надо с культуры общения. Например, маленький, но частый в жизни эпизод. Идет пожилой человек по переходу. А в глазах водителей, которые его пропускают столько негатива и столько злобы — «Что ж ты так медленно идешь!» А ведь нет сил побыстрее идти, возраст! Спешат, спотыкаются, да еще и извиняются за медлительность наши мамы и бабушки! Так подожди водитель — что эта минута решит? Нет, только вперед, чуть не сбивая с ног! Вот она — наша культура общения.
— Что же с ней можно сделать?
— Воспитывать с раннего детства. Как раз то, чем и мы занимаемся в филармонии. Как сказал наш любимый Сергей Владимирович Михалков: «Сегодня это дети, а завтра это народ». Сейчас не самое легкое время. Родители, как впрочем всегда, заняты работой, дети у компьютера, предоставлены часто сами себе. К счастью, сейчас в школах начинают возрождаться кружки, совместные посещения концертов, театров, музеев. В школах стараются чем-то полезным занимать ребят, несмотря на то, что школьная программа сложная. Слава Богу, культура в нашем городе сегодня на достаточно хорошем уровне. У липчан есть выбор: куда пойти, что посмотреть. Мы живем ожиданием новых позитивных перемен и помним, что русский народ никогда не падает духом, даже когда очень тяжело. А такое качество присуще только высоко духовной нации.
Справка. Алла Загвоздкина — ведущий специалист Липецкой филармонии, Заслуженный работник культуры РФ. 31 год руководит работой Музыкального лектория для детей и юношества. За это время ею подготовлено более 150 концертных программ. Является постоянной ведущей больших филармонических концертов, камерных музыкальных вечеров, творческих отчётов, концертов гастролирующих коллективов и солистов. Работу в филармонии музыковед успешно совмещает с педагогической деятельностью, передавая свой опыт молодым музыкантам. Была одним из организаторов создания «Детско-юношеской филармонии» в Липецке. Алла Загвоздкина хорошо известна в городе как музыкальный обозреватель. С 1982 года она — внештатный корреспондент многих печатных изданий, автор более 60 музыкальных статей, рецензий, которые печатались не только в изданиях Липецка, но и в других городах России: Ростове-на-Дону, Воронеже, Петрозаводске, Казани.
За большой вклад в развитие культуры и искусства Липецкой области награждена в 2004 году Почётным знаком Министерства культуры России «За достижения в культуре». В 2008 году — Почётной грамотой областного Совета депутатов и администрации Липецкой области за заслуги в области культуры и искусства. Является «Ветераном труда».
Игорь Цилин: «В провинции через двадцать лет не останется музыкантов»
Сергей Бобровский: «Я люблю созданные художниками миры. Это другая реальность»
МАИУ «Мой город Липецк»