В произведении Дэна Брауна «Код да Винчи» самый крупный музей Парижа, Лувр, буквально кишит тайнами. В Липецке, конечно, мы не узнаем о тайных сообществах и чаше Грааля, но о предметах, которые хранятся в фондах липецких музеев можно рассказать много интересных историй.
В проекте, который мы начинаем на сайте, мы покажем то, что редко или практически никогда нельзя увидеть посетителям музея — вещи, которые хранятся в фондах. Некоторые из них находятся на реставрации, некоторым нужны особые условия хранения, некоторые периодически появляются на выставках, но основную часть времени проводят в хранилище. Музей — это как айсберг, посетителям видна лишь верхушка, а основная часть надежно спрятана от любопытных глаз. Вы узнаете о замурованной в подвале картине, древнерусских «колонках», почти вымершем жанре живописи, уникальной изменяющейся от угла зрения иконе и многих других предметах.
Как выглядят древнерусские «колонки»?
Экспонаты из фонда липецкого музея помогли при восстановлении монастыря.
На вид обычный кувшин, бережно хранимый в Липецком музее народного и декоративно-прикладного искусства, оказался не менее редким экспонатом, чем античные амфоры. Это «голосник» — сосуд, который при строительстве храмов замуровывался в стены для создания акустики.
«Голосники активно использовались в древнерусском каменном строительстве и византийском зодчестве. Сосуды отличаются вытянутым прямым горлом. Их изготавливали из хорошо отмученной глины и сильно обжигали», — гласит текст в Википедии. Однако, поисковой запрос практически не выдает изображений редкого предмета. Неудивительно, ведь голосников почти не сохранилось. Точнее, сказать, они или все еще являются частью архитектуры какого-нибудь храма, или же разбиты на осколки. Извлечь замурованный в стену кувшин — непростая задача.
А в липецком музее сохранилось целых два, практически целых экземпляра. Они были найдены в разрушенном Сезеновском монастыре в Лебедянском районе Липецкой области.
— Рабочие, которые разбирали стены, видя кувшины, замурованные в них, думали, что там золото, драгоценности, и все их побили. Настоятельница за голову схватилась. Нашли кусок купола, который валялся в реке. Он отсырел, и его легко было разобрать. Два голосника, которые нашли там, они принесли, как образец, — рассказал гончар Леонид Данилов.
В 2005 году к мастеру обратились с необычном просьбой — помочь в восстановлении монастыря. До этого настоятельница обращалась к другим гончарам, но те только пожимали плечами, не рискуя приниматься за необычный эксперимент. Леонид Данилов согласился. Технологию изготовления пришлось изучить и понять самому — никакой информации практически не было ни в специальной литературе, ни в интернете. Он изготовил 15 голосников по образцу найденных. Благодаря тому, что сохранились чертежи монастыря, стало возможным воссоздать акустику.
Леонид Данилов: «Голосники и сейчас можно увидеть в храмах. Если вы будете заходить в любой храм, не современный, а традиционный, вы увидите небольшие отверстия, диаметром около 10 сантиметров. Они создают акустику в храмах».
МАИУ «Мой город Липецк»